В 2020 году вступил в силу ГОСТ по компенсационному озеленению крыш и первым городом России, где он был применен, стала Тюмень. В 2021 году были выбраны объекты для озеленения – ими стали диспетчерская и водонасосная станция, расположенные на тюменской набережной. Кровли строений в 60 квадратных метров засадили разноцветным низкорослым очитком. У горожан было много вопросов об эксплуатации этой крыши: как поливать, полоть, как сберегается вода и дорого ли все это стоит.
Оказалось, что поливать суккуленты не нужно – им хватает дождя, вода будет собираться в резервуаре, созданном специально для этого; прополки понадобятся, но от силы две – до и после летнего сезона. Затраты никого не испугали, так как оказались вполне адекватными.
Специалисты компании Roof Coat уверены, что пилотный проект вдохновит жителей Тюмени на продолжение процесса озеленения кровель, учитывая его экономическую, экологическую и эстетическую выгоды. Тем более, что создатели нового ГОСТа (Р 58875-2020) квалифицировали озеленение кровель как «энергоэффективную технологию и конструктивное инженерное решение».
Крыши подземных переходов, торговых центров, паркингов, жилых комплексов и небольших частных домов могут стать поляной для травы, цветов, садом, парком с клумбами.
Roof Coat: слагаемые успеха
Ни одна традиционная дисциплина строительной науки не содержит всех компетенций, необходимых для успешного создания зеленой крыши, говорят эксперты Roof Coat.
Системные решения, которые предлагает компания своим клиентам, включают знания садоводства, ирригации, гидроизоляции, физиологии растений, проектирования конструкций и многие другие. Кроме того, чтобы все эти знания применить комплексно и эффективно, нужны качественные материалы.
Почему озеленение кровель набирает обороты?
Зеленые крыши — это крыши, которые частично или полностью покрыты растительностью, растущей в почвенной среде поверх водонепроницаемой мембраны. Озеленение кровель набирает обороты, поскольку владельцы зданий признают их преимущества перед обычной кровлей с точки зрения повышения энергоэффективности и уменьшения дождевого стока.
Сейчас местные органы власти муниципалитетов внимательно изучают стимулы для внедрения этой практики на постоянной основе. За идею озеленения выступают медики. Исследования показали, что зеленые крыши снижают уровень шумового загрязнения, вызывающего стрессовые состояния, делают температуру в помещении и вокруг более комфортной, способствуют очищению воздуха.
Интересные примеры
Мэр Чикаго Ричард Дейли-младший установил зеленую крышу на здании мэрии сразу после возвращения из поездки в Европу в 1999 году, где он увидел ее в действии и назвал «великолепной инсталляцией». По его поручению потенциальным владельцам зеленых крыш для стимула были предложены гранты и кредиты на ливневую канализацию (снижение городских сборов за управление ливневой канализацией). Сегодня Чикаго лидирует в стране по производству зеленых крыш: 300 зданий имеют около 3 миллионов квадратных футов зеленой кровли. Большинство таких крыш находятся на коммерческих зданиях (включая Target и McDonald’s), но многие – на гражданских зданиях и небольших магазинах.
Стимулы также появились в Портленде, штате Орегон. Том Липтан, специалист по охране окружающей среды из городского бюро экологических служб, говорит, что около 20 лет назад город добавил в свой строительный кодекс бонус к коэффициенту жилой площади (FAR), согласно которому строители могли получить разрешение на строительство дополнительных квадратных метров (либо выше, либо за его пределами), используя предпочтительные методы.
В 1990-х годах Липтан понял, что зеленые крыши в европейском стиле могут помочь Портленду в борьбе с ливневыми стоками. В 1996 году он покрыл свой гараж зеленой крышей и в течение двух лет измерял дождевой сток.
В конце концов, город скорректировал свой бонус FAR, включив зеленые крыши в качестве предпочтительной практики. Например, один застройщик, установивший 4000 квадратных футов зеленой крыши, получил разрешение на строительство дополнительных 12 000 квадратных футов плотности застройки; застройщик смог добавить шесть кондоминиумов, которые затем были проданы за 395 000 долларов каждый. «Они потратили шестьдесят тысяч долларов, чтобы приобрести дополнительную недвижимость, пригодную для продажи, на два миллиона долларов», – говорит Липтан.